На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    очередное чудо  с стиле 90-х.. или автор просто обкуренныйНа Фабрику здоров...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...

«Боян» объединяет людей

В студии-салоне Анатолия Полетаева презентовали книгу о нём

В книге «Служить России – честь великая!» писатель, кандидат философских наук Валентин Свининников рассказывает о том, как виртуоз-исполнитель сложнейших сочинений на баяне, народный артист СССР Анатолий Полетаев стал выдающимся аранжировщиком русской музыкальной классики, дирижёром, композитором, профессором, создателем Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», который полвека служил делу просвещения, сохранения и развития музыкальной культуры в Отечестве.

«К жизни и творчеству Анатолия Ивановича Полетаева, - пишет Свининников, - с полным основанием можно отнести слова Лермонтова: «Я грудью шёл вперёд, я жертвовал собой…» Полетаев, бесспорно, выковал в себе личность такого масштаба, войдя в историю не только русской – славянской музыки, но и в историю народа, переживающего время величайших испытаний на переломе веков. Человек философского склада ума и тончайший выразитель глубинных чувств своего народа Полетаев стал своеобразным центром притяжения людей, любящих русскую культуру. И не просто мыслителем, остро переживающим страдания народа в борьбе с попытками извратить его душу, но несгибаемым борцом. Сколько палок в колёса ему вставляли, как последовательно уничтожали – и уничтожили-таки его детище, ненавидя даже само название – «Боян», а он работает над партитурами новых произведений, выступает с острейшими интервью, находит новые возможности продолжить жизнь «Бояна» в серии бесед в Доме учёных и в своей домашней студии».

Эта студия-салон появилась у Полетаева недавно: оборудовали из двух комнат, чтобы было где хранить память об оркестре «Боян», лауреате Международного конкурса в Берлине и премии Ленинского комсомола. «Особую ауру в этом зале создают скульптуры Вячеслава Клыкова, - рассказывает хозяин, - скульптор подарил мне их на 25-летии оркестра, которое отмечали в Колонном зале Дома Союзов. Вы видите великих композиторов, теперь таких нет и, уверен, не будет, никто не напишет такой музыки, какую писали Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов».

«Боян»: IV и XXI века рядом

На презентацию книги Свининникова в домашнем концертном зале Полетаева собрались его единомышленники - коллеги, общественные деятели, друзья. Но поскольку Анатолий Иванович не мыслит встреч без музыки любимого «Бояна», это был ещё и концерт, с оригинальными комментариями дирижёра. «Да, оркестр «Боян» уничтожили, его нет, - начал встречу Полетаев, - но я-то пока живой, и сегодня покажу вам, чем занимается «Боян». Звучит «Романс» из свиридовской «Метели», это визитная карточка оркестра, мне не раз доводилось слышать от известных деятелей культуры, что без комка в горле эту вещь в исполнении «Бояна» слушать не могут. Только киваю в ответ и всегда вспоминаю, как Владимир Гостюхин после концерта «Бояна», в котором прозвучал «Романс», опустился на колени перед Полетаевым, именно так артист счёл нужным поблагодарить дирижёра.  

Когда в 1968 году Полетаев создал оркестр «Боян», ему было 32 года. Вот что говорит о себе сам Анатолий Иванович: «По образованию я народник и считаю себя последователем Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов. Прошло немало лет, прежде чем возник «Боян». Имя древнеславянского певца, ставшего символом духовности, народности, патриотизма, символом державности, если хотите, взяли мы неслучайно. Сказитель Боян жил в IV веке н. э., за шесть веков до христианства, и был вторым лицом в государстве, после князя или царя. Это он написал славянскими рунами Боянов гимн, который сейчас переведён на русский язык историком и публицистом Александром Масловым. Суть в том, что звучит он настолько мажорно и современно, словно вчера написан – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» «Боян» - это достойное и гордое имя носит наш оркестр, оно обозначает его кредо: воспитывать и просвещать людей, объединяя их в борьбе за славянскую культуру».

***

«Когда в Лондоне у Фёдора Ивановича Шаляпина спросили, что почитать, чтобы лучше понять русскую душу, - продолжает свои монологи Полетаев, - он, не задумываясь, сказал – «Слушайте музыку Рахманинова». Рахманинов - это музыкальный олимп, играть его трудно и ответственно, но, в то же время, это праздник и счастье. Рахманинов - символ достоинства, благородства и морально-нравственного превосходства, и, по-моему, это единственный символ, который, надеюсь, поможет нам сохранить русскую нацию и возродить истинную Россию. По мнению Рахманинова, мать музыки - грусть, её сестра - поэзия, а сама она - любовь, и вот с этими чувствами предлагаю вам, дорогие почитатели, отправиться с богом в душе в мир Рахманинова, чтобы стать добрее, чище и умнее». (Слушаем несколько пьес композитора для двух фортепьяно в четыре руки). 

***

«Недавно наш президент сказал, что патриотизм это и есть наша национальная идея, которую долго ищут в России, и к своему 80-летию и 60-летию творческой деятельности я выпустил диск, посвящённый патриотизму. На нём произведения, которые я написал за последние 30 с лишним лет, они прозвучали в элитных залах Москвы. Это мой отчёт перед поклонниками и защитниками оркестра «Боян», моими друзьями и коллегами в том, что я жил не праздно, сделал что-то полезное, и эта музыка, надеюсь, будет востребована.

От имени Советского Союза мы выступали на Днях культуры в Лондоне, Берлине, Токио, Праге, были на международных выставках в Брно, Будапеште, Ретвике (Швеция), но об этом никто не знает, с нами не было ни фотографов, ни камер. Аппаратуру для оркестра и камеру купили, когда поехали в Японию, очень пригодилась, когда «Боян» выступал на Тайване. Там и я отличился: держа первый раз камеру в руках, сделал документ для истории - снял неплохое интервью. Но в Москве нас ждала беда, мои «друзья» подожгли квартиру, но в огне погибло не всё, чудом сохранились фрагменты наших выступлений за рубежом. Каждое выступление «Бояна» за рубежом считаю победой, потому что публика аплодирует стоя, а это знак триумфа. Говорю футболистам: «Вы получаете миллионы долларов и проигрываете, зачем ездить, если не умеете играть? У капиталистов свои планы-расчёты, там бизнес, а вам за что платят»? Нас в своё время поддерживал министр культуры Юрий Серафимович Мелентьев, благодаря ему, оркестр прожил четверть века, после этого наступили тяжёлые времена».

Тайваньский триумф

 «На Тайвань нас пригласили играть музыку Чайковского и Рахманинова, никаких народных инструментов, костюмов, певцов, - и мы с удовольствием согласились. Нас хорошо приняли, и после концерта, как водится, пошли «бисы». Всё великолепно, сыграли «Чардаш» Монти, публика не отпускает со сцены, стали играть «Танец с саблями» Хачатуряна, самую популярную пьесу в мире. Но мы играем её в таком бешеном темпе, что никакие танцоры не станцуют, это же сабли, битва, борьба, и мы воссоздавали на сцене эту энергию войны. Брали предельно возможный темп, который поддерживали энергией, идущей в зал, где её «потребляли» как лечебное средство, и когда полторы тысячи зрителей находились в этой ауре, они лечили себя сами. Энергия начинала работать в масштабах зала, вот тогда и начиналось неистовство. На третий «бис» мы сыграли «Гусарский марш» из свиридовской «Метели», это был мой расчёт. Тайвань, при поддержке США, более 30 лет находится в состоянии ожидания будущей войны с континентальным Китаем, и люди знают, что такое дисциплина. И что такое марш, тоже знают, и когда они услышали, как мы играем, нас ждал колоссальный успех».

***

Здесь неслучайно прозвучала мысль о лечебных качествах музыки: Полетаев – обладатель Сертификата Международного агентства рекордов и достижений, свидетельствующего о том, что он первый в мире дирижёр, имеющий документальное подтверждение целебного биоэнергетического воздействия оркестра «Боян» на слушателей. Ведущий ролика рассказывает, что первые исследования на предмет оздоравливающего воздействия музыки в России были проведены заведующим научной лабораторией Миндздрава, доктором биологических наук Станиславом Валентиновичем Зениным на базе оркестра «Боян». На основе полученных данных Анатолию Полетаеву был выдан Сертификат, удостоверяющий зрителей в том, что музыка «Бояна» целебна.

В качестве подтверждения звучит «Вечерний звон», исполненный оркестром «Боян» с Детским хором Кожевникова в Центре славянской музыки на Таганке. На видеоролике запечатлен момент награждения Полетаева Сертификатом. Оду «Россия, Русь, храни себя, храни!», один из первых композиторских опытов Полетаева, на слова иеромонаха Псково-Печёрского монастыря Отца Романа исполнил бас из Донецкой оперы Николай Дмитриев. Заслуженный артист Украины Руслан Брагар, окончивший Камерный класс Московской консерватории, исполнил оду «Унылая пора! Очей очарованье…», которую Полетаев написал на стихи Пушкина. «Сказки венского леса» блистательно спела Лариса Павлова. Талантливый балалаечник Денис Баранов сыграл концертную пьесу композитора Павла Куликова. Аплодисменты раздавались по обе стороны экрана.

«В нашей стране, - сказала кандидат медицинских наук, доцент Таисия Андреевна Кузнецова, - последовательным сторонником музыкотерапии и разработчиком её принципов является Полетаев Анатолий Иванович, и, надо сказать, что с ним духовно близки все, кто посещает его концерты. Это отражено в книге «Боян» - любовь народная». «После концертов Полетаева, - делится впечатлением зрительница, - из зала выходишь окрылённой, тебе хочется жить и творить, эта музыка и нервы успокаивает, и в будущем что-то хорошее обещает…» Зрители называли концерты Полетаева «чудо-музыкой».

***

За чаепитием гости поздравили Анатолия Ивановича, по разным данным, у дирижёра два дня рождения (он с 1936-го), у регистраторов начала XX века такое случалось. Имениннику подарили икону Спиридона из Иерусалима, корень женьшеня и Валентин Свининников преподнёс свою книгу, на обложке которой о творчестве Полетаева говорят писатель Валерий Ганичев, народные артисты Василий Лановой, Владимир Гостюхин, Николай Бурляев. В защиту «Бояна», в период выживания, было собрано более 5 тысяч подписей от ветеранов войны и труда, некоторые из них были на этой встрече: общественный деятель Светлана Мурашко, главный редактор журнала «У Лукоморья. XXI век» Валентин Свининников и ответственный секретарь Павел Ветринский, друзья оркестра Константин Самодуров, Раиса Юдкова, Татьяна Черникова, Ирина Рябец с супругом.

Композитор и дирижёр, профессор Гнесинки Сергей Решетов, рассказал, как в 2006 году попал в оркестр «Боян». Это было время, когда в России модно было преклоняться перед всем западным и ненавидеть своё Отечество. «Это в советское время ценили музыкальное искусство, - сказал он, - потому что музыка великое идеологическое оружие, а Сертификат, который есть у Полетаева, доказывает, что музыка имеет физиологическое воздействие, и это медицинский факт. Доказано, что рок дебилизирует людей, ими становится гораздо легче управлять. И музыканты решали в этот период свои творческие задачи – как дирижёру работать с людьми разных социальных кругов, возрастов и интересов, учитывая, что там были студенты, которые с младых ногтей слышали, что всё твоё родное - это совок и безобразие. Их надо было переубеждать, и я ещё в то время поражался, сколько же сил у Полетаева, как он держит удар, это не каждому дано. Мы не раз советовали, чтобы он плюнул на всё, его в любом месте с руками-ногами оторвут, и, как оказалось, в это время его звали в университетский оркестр в США, но он отказался: «Боян» - мой оркестр!» - и добивался успеха. Я работал в этом оркестре и видел, как после концертов «Бояна» у людей светились глаза».

Сергей Решетов 33 года прослужил в армии, много что повидал в жизни, дирижировал Центральным оркестром Минобороны, и его признание, что сотрудничество с Полетаевым оставило самый яркий след в его жизни, более чем ценно. В видеотеке Полетаева более 180 клипов, которые, по замыслу, будут служить просвещению молодёжи, особенно в военных учебных заведениях, скажем, в видеоклипе «Фантазия на темы былин Рябинина» Аренского, одного из учителей Рахманинова, не только звучит гениальная музыка, но и бегущей строкой даётся полезная информация об истории возникновения шедевров отечественной архитектуры, что очень важно для воспитания вкуса будущих защитников Отечества. А блестящее исполнение «Бояном» увертюры к опере «Сорока-воровка» Россини сопровождается видами римской архитектуры, и школьник из Якутии без денег и визы может «приехать» в Рим и наслаждаться этой красотой. Видеотека Полетаева, ценнейший материал для преподавателей, постоянно пополняется.

Нина Катаева, член СЖ и СП России

Картина дня

наверх