27 марта отмечаем Международный день театра
По традиции накануне торжества председатель Союза театральных деятелей России, худрук Московского театра «Et Cetera» Александр Калягин встретился с журналистами. «Девиз Международного дня театра – «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами» звучит сегодня, наверное, странно, - сказал он, - смысл утрачен, в некоторых странах, одержимых ненавистью к России, не спешат укреплять мир и взаимопонимание, санкции против нашей страны действуют и в культуре.
Запрещают наших писателей и композиторов, срывают контракты зарубежных гастролей, что несправедливо прежде всего по отношению к зрителям. Недавно с возмущением прочёл в «Хронике разгрома», что уехали лучшие, и скажу, что нет, уехала небольшая группа людей, и не они представляют российский театр, разбросанный по всей России, а оставшееся большинство. И лучшие - это те, кто понимает, что такое Отечество, гражданство, Родина, и они остались работать. Они пишут пьесы и ставят спектакли, недавно в СТД провели конкурс «Новое время. Новые герои» и получили 170 пьес, жюри начинает отбирать лучшие.
…Не буду читать нотаций, мне очень жаль, что эти люди уехали, но это их выбор, который я не приветствую. В годину трудной жизни страны надо быть с ней, не представляю, как актёр может сбежать. Одно дело, во время революции, когда шаталась страна, и было непонятно, кто придёт к власти, а здесь людям никто не внушал мысли об отечестве и гражданстве, воспитании и образовании, о понятии родины, если не нравится, думай, как всё улучшить. Мы все жили в трудные времена, когда наша жизнь делилась на публичную и «кухонную», тем не менее, это не мешало нам быть гражданами. Уехав, они сильно ошиблись, но, что делать, они сами и ответят за это в своё время. Что касается лишения званий этих актёров, не вижу смысла, не будут же они объявлять себя заслуженными или народными артистами России в Америке, может и прилететь. Они не понимают, что время пройдёт, а имя их будет сильно испорчено, мне жаль этих людей».
Калягин привёл факты из другой хроники: председатель Нижегородского отделения СТД Сергей Кабайло инициировал гуманитарную помощь по театрам города и лично участвовал в этом конвое; Мариупольский драмтеатр побывал в Брянске, Орле, Белгороде, Туле, Воронеже, где их встречали аплодисментами и подарками; Иркутский театр кукол организовал гуманитарную помощь. Театр «Et Cetera» два раза в месяц посылает конвой помощи, а его актрису Анну Артамонову хорошо знают зрители Мариуполя и Донецка. Недавно по федеральной программе театр пригласил коллег из Донецка с «Юноной и Авось», гастроли начались в Тамбове, потом спектакль с огромным успехом показали в Москве, в Театре наций, а в эти дни актёров принимают в Союз, вручат им членские билеты театральных деятелей России. Занимаются в театре и ещё одной гуманитарной миссией: принимают на отдых в Ялте и Мисхоре детей из новых регионов, и, конечно, примут участие в восстановлении творческой жизни в театрах.
Летом этого года в Международной театральной школе, которую Союз в 16-й раз проводит в Звенигороде, будут заниматься пять человек из Донецка. Со временем отделения СТД планируют открыть в новых регионах. Задача участников Международной театральной школы заключается в том, чтобы овладеть мастерством актёра, мастер-классы дают такие режиссёры, как Лев Додин и Вениамин Фильштинский, Сергей Женовач и Алексей Бородин, учиться есть у кого. В своё время на учёбу в Школу приезжали представители тридцати с лишним стран, в этом году будут лишь из десяти, но в течение месяца участники по-прежнему должны будут поставить три спектакля – драматический, музыкальный и кукольный. Чтобы попасть в Школу, нужно прислать заявку по адресу: Москва, Страстной бульвар, 10.
Калягин заявил, что СТД опередил некоторые веяния в совместной жизни Китая и России: делегация Союза в своё время побывала в Китае, а китайцы участвовали в работе Международной театральной школы. Также в Театре «Et Cetera» китайская студентка будет ставить спектакль по китайской пьесе с русскими актерами.
Журналисты обсудили важнейшие вопросы в жизни театра, и в первую очередь репертуарную политику. Что ставят сегодня на сцене, чем вообще дышит театр? Калягин считает, что новая жизнь российского театра началась в 2019 году, когда по предложению Президента России был объявлен Год театра. «С тех пор театральная жизнь в нашей стране поднялась на 2-3 ступени, - сказал он, - на театр и раньше обращали внимание, но когда объявили Год театра, создалась совсем другая ситуация. Теперь подстегивает всё: и то, что театр надо отремонтировать, и снабжать не только деньгами, но и помогать, например, с хорошей аппаратурой и т.д. И я благодарен губернаторам, которые помогают театральным деятелям, так, в Новосибирске губернатор поспособствовал тому, чтобы открылся новый театр - Театр Афанасьева.
А вопросом, что ставить, и где взять пьесу, созвучную времени, занят каждый руководитель театра. Вот мы провели конкурс на патриотическую пьесу, но, к сожалению, сейчас нет таких писателей, как Константин Симонов, Борис Васильев или Виктор Розов, вот и ломаем голову, как сделать так, чтобы театр был нужен зрителю. Перелистываем и старый материал, например, сейчас читаю Валентина Катаева, думаю о том, что поставить… Не стоит забывать, что театр лечит душу, не зря говорят: чем больше в городе театров, тем меньше тюрем, чем больше образованных людей, тем меньше глупости и жестокости. Человек, который любит музыку, никогда не будет говорить с вами «сверху», и поклоны нужно уметь делать. Как говорил Габриэль Маркес, наклоняться нужно только тогда, когда протягиваешь руку ближнему. И театр занимается этим…»
Калягин признался в любви к театру «Et Cetera», который в этом году отмечает 30-летие. Главной премьерой сезона стало зрелище с саундрамой «Мандат» - по пьесе советского писателя Эрдмана в постановке Владимира Панкова. Сам Александр Александрович занят в спектаклях «Лица» и «Ревизор» - эту премьеру в постановке главного режиссёра театра Роберта Стуруа Калягин сыграл пять лет назад. Рассказал, что из-за театра перестал сниматься в кино: «Предложения поступали, но я, видимо, так отпугнул продюсеров и кинорежиссёров тем, что «сильно занят», что больше не поступают. А я, действительно, занят: возглавляю СТД, играю и репетирую, а как уйдешь с репетиции Роберта Стуруа, когда он предлагает Шейлока, Беккета, Шекспира?! Когда играешь Короля Людвига или Дон-Кихота, на это нужно время. А моя киношная биография исчерпала себя, комплекса нет». Калягин заметил, что любит работать с молодёжью: «В зрелом возрасте только с молодёжью и работать, если с ровесниками, театр надо закрывать и сидеть, вспоминать на лавочке. А тут надо ставить, придумывать, лучше и не бывает».
К 200-летиею Островского Марина Брусникина поставила в «Et Cetera» его малоизвестную пьесу «Грех да беда на кого не живёт». «Немаловажно, что обратили такое пристальное внимание на драматурга, - сказал Калягин, - в каждом театре идут его пьесы, постановки самые разнообразные. Островский - наш Шекспир: хотите понять характер русского человека, со всеми его плюсами и минусами, наслаждайтесь Островским, это кладезь ума и остроумия, отмечать юбилей будем всей страной». О 150-летии Рахманинова высказался коротко: «Выше музыки ничего нет в области культуры и искусства, для меня два композитора - Чайковский и Рахманинов воплощают то, о чём можно сказать - «наше всё» в музыке.
Калягин поддержал инициативу Министерства просвещения открыть в школах в 2024 году театральные студии. «Голосую руками и ногами «за», - сказал он, - моя актёрская карьера началась с того, что я работал в школе чтецом. Помню, как старшеклассников «загоняли» в актовый зал, учительница ходила между рядами, и ребятам объявляли – «Молодой актёр Калягин прочтёт вам из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя «Пропавшую грамоту» и «Страшную месть». И, знаете, я читал, а они сидели тихо-претихо и с удовольствием слушали. Для меня это было началом познания жизни, так что, если Минпросвещения обратится в Союз, поможем не только методологически, пришлём таких актёров, которых слушать будут с открытыми ртами. Больших денег для студий не надо, декорации и костюмы ребята сделают сами, шить и рисовать они умеют».
Журналисты поинтересовались, как театры пережили пандемию, и Калягин сказал, что благодарен властям города за то, что не было финансовых сокращений, а условия по 25-50-типроцентной рассадке зрителей театры выполнили. Теперь на спектаклях аншлаги, люди пошли в театры, потому что хотят общения. Опасения, что видео-спектакли заменят живое общение, не оправдались. Оказывается, не так просто адекватно снять спектакль, нужна хорошая подготовка, Калягин привёл пример идеальной съёмки - «Мещан» Георгием Товстоноговым, где вся работа велась в студии.
На вопрос, не хотел бы артист написать учебник, ответил, что ему очень нравится книжечка «Мастерство актёра» Шарля Дюллена, французского мастера XIX века, в которой автор удивительным образом совместил упражнения по мастерству со своей биографией. «Думаю, советы актёру необходимы, - сказал Калягин, - но, в основном, тебя учит жизнь, педагоги и режиссёры, в которых ты влюблён, и которые вошли в твою душу не просто ступенькой к твоей славе, а как духовная икона театра. У меня есть такие, и я хотел бы описать свою жизнь в такой книжечке, все ошибки и удачи, и свои упражнения, которые «сделали тебя великим актёром», как заключает Шарль Дюллен».
Нина Катаева
Фото из архива театров "ET Cetera", Донецкого музыкально-драматического и Афанасьева; кадр из фильма-спектакля БДТ "Мещане"
Свежие комментарии